?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Постоянно читаю на Снобе эссе Катерины Мурашовой, вот это зацепило...
Всегда волновала проблема излишнего инфантилизма наших детей и вопрос, а не мы-ли сами в этом виноваты?
Согласна с Катериной, меня тоже в детстве контролировали "условно", задавали вопросы, проверяя дневник, естественно, "воспитывали" после звонков учителей или тетушки, которая преподавала в нашей школе и из первых рук узнавала про все мои проделки... но со мной не сидели и не проверяли домашнее задание. Я сама могла попросить проверить выученные стихи, сочинение, прочитать какой-нибудь доклад на на зрителя, но по мелочам меня никто не контролировал. Оценки за четверть - это мои проблемы, должна показать приемлемый результат - пара тройка четверок - норма, больше - сразу вопросы "а чем же ты, девушка, занималась? и что тебе помешало?". Просто мне с малых лет было объяснено, что учеба - это моя обязанность, а свои обязанности надо выполнять хорошо. И даже не помню, чтобы меня наказывали по поводу результатов или что-то запрещали. Четко был обоснованы итоговые цели - высшее образование на любой выбор, который я сама должна была сделать. Я, а не родители, и учтите, в те времена платного обучения не было, не поступил - иди гуляй. Поэтому и работали на результат сами. Именно на свой выбор.
А сейчас, если бесплатно не поступил, или это невозможно в принципе, т.к. количество бесплатных мест очень ограничено и, как правило, персонализировано задолго до экзаменов, родители в лепешку разобьются, лишь бы дать детям образование. А как иначе? любимое чадо ни на что другое не способно... только учиться, причем в 90% под пристальным контролем родителей.
Тащат родители своих детей сначала по всяким школам развития, потом музыкальным/художественным/спортивным, водят во всякие кружки, чтобы дитятко хоть чем-нибудь заинтересовалось, потом ищут репетиторов, платят за все немалые деньги, уговаривают, возят и забирают их, помогают с творческими работами и рефератами и т.д.
Школа и институт превращается в дикий родительский ужас с бессонными ночами, постоянной конфронтацией с ребенком, поиском денег, чтобы ребенок вдруг не выглядел хуже других... фу... вспоминаю с содроганием обучение дочерей...
Что делать? мы сами загнали себя в эту ситуацию... и сами ставим своих детей в жесткие рамки постоянного давления и контроля... деньги же платим, естественно, хотим результат
С большим удивлением прочитала про финскую систему образования, совершенно не ожидала... Поняла, что у нас совсем все плохо... и без каких-либо перспектив в сторону улучшения...
Почему мы так озабочены хорошими результатами учебы, без разницы, а каков вклад в эту "хорошую" учебу самого ребенка? Почему мы сидим и делаем за них их работу, лишь бы наш ребенок был не хуже других?
Почему мы не объясняем доступным образом, а зачем собственно эта учеба им нужна? Зачем мы их загоняем во все эти дополнительные занятия, причем длительные по времени и вкладыванию денег?
Я по окончанию 4го класса музыкальной школы объявила родителям, что больше ходить в музыкальную школу не хочу (не буду объяснять, что сменился преподаватель по специальности, что я получила жуткую дуру - племянницу директора школы, которая била меня железной линейкой по пальцам и таскала на проработки в директорский кабинет).
Я отстояла свое право на это решение, хотя мои родители сначала год водили меня к частному преподавателю, потом вместе с первым классом общеобразовательной школы я пошла в первый класс музыкальной школы. Стоимость предварительного обучения, фортепьяно (порядка 700 руб), 4 года по 17 рублей в месяц - это были значительные суммы для моей семьи. Но я добилась того, что эти суммы "списали" и не напоминали мне о них всю оставшуюся жизнь. Хотя первое время воспитывали, что я сама приняла решения учиться музыке... в 6 лет))) а решение бросить - в 11)))
Аналогичная ситуация возникла с моей старшей дочерью, которая проучившись 6 лет в художественной школе потребовала взять перерыв - создали прецедент - оформили академический отпуск, конечно, она так и не вернулась, т.к. через год перешла учиться в СУНЦ в 10-11 классе. Переезд в другой город и большая нагрузка просто не могли позволить ей закончить образование в художке. Но, славабогу, я ее не доставала по этому поводу... она сама жалела потом...
Мы должны быть готовы, что наше вкладывание денег вовсе не гарантирует положительный результат и не является рычагом психологического воздействия на наших детей.
Еще мне всегда казалось, что наше образование настолько оторвано от жизни, что дети за фундаментальностью не видят реальной применяемости полученных знаний.
Никогда не понимала, зачем я на экзамене по химии сдавала крекинг-процесс нефтепродуктов, подробно, со всеми особенностями... Естественно, все эти знания прошли "мимо". Главное выучить, сдать и забыть, т.к. они мне никогда больше не пригодятся...
Зато мы совершенно не представляем биологию применительно к собственному здоровью, химию применительно к быту и экологии окружающей среды, математику применительно, к расчету процентов кредитования, историю применительно к оценке сегодняшней политической ситуации, обществознание применительно к элементарному знанию основных законов государства.
Моим девочкам повезло с биологичкой, они рассчитывали калорийность и дневные рационы, разбирались с наследственностью и заболеваниями родственников, это были реальные вопросы, понятные для жизни... но это единственный частный случай...
все остальное - абстрактные базовые знания, которые в одно ухо влетели, в другое вылетели...
Дети выросли, все что могли, в них вложили, остальное - их жизнь... Но моему внуку почти 2 года. Что я должна посоветовать дочери, на что нужно обратить внимание, как его воспитать правильно, какое образование выбрать, на что его ориентировать? Не хочу, чтобы он вырос инфантильным маменькиным сынком, не способным принимать решения и нести ответственность...

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
a_sidorina
Jan. 22nd, 2015 07:00 am (UTC)
ну... так, да не так...
сейчас жизнь другая, судить по тому как мы взрослели 20-25 лет назад в малюсеньком городке очень неравнозначно. Европейские дети еще более инфантильные, хотя может более счастливые и свободные?
magpie_the_bird
Jan. 22nd, 2015 07:58 am (UTC)
Нет, дело не в размере города и, соответственно, шаговой доступности школ, секций, кружков.
Проблема в том, что мы не предоставляем детям самостоятельности, не требуем ответственности за их поступки. И даже если мамочки таскают детей по всяким дополнительным творческим и спортивным школам, они все равно упорно помогают им в выполнении их работ, как домашних, так и творческих... Со мной никто не сидел рядом с фортепьяно, не контролировал выполнение ДЗ, не рисовал за меня, не писал доклады и т.д.
А сейчас большинство родителей вынуждены жестко контролировать и зачастую делать все за своих детей.
a_sidorina
Jan. 22nd, 2015 08:22 am (UTC)
нет, не согласна. "Со мной никто не сидел рядом с фортепьяно, не контролировал выполнение ДЗ, не рисовал за меня, не писал доклады и т.д." при этом никто с тебя и не требовал в 7 лет непонятных докладов, выступлений, потфолио, сто поделок, олимпиад и т.д... время другое! детям сейчас приходится помогать, иначе они тонут в бесконечных "требованиях", задачах и планах, проходит время, они взрослеют, учатся решать свалившиеся учебные проблемы и становятся самостоятельными (каждый, конечно, в рамках своей степени ответственности).
crocuc
Jan. 22nd, 2015 08:52 am (UTC)
Не все мамочки такие, как вы тут описали. Ни кто не заставляет родителей все делать за ребенка, родитель это решение принимает сам. Ведь каждой маме или папе вполне по силам оценить на сколько нужна ребенку его помощь, в какой степени он справляется с нагрузкой. Дело ведь не только в уроках, а впринципе воспитания, очень многие родители боятся взросления, и ведут себя так как будто дети маленькие. Таких на самом деле не так уж и много.
"Таскание по кружкам", как вы выразились, не является чем-то плохим. Как ребенок должен понять нравится ему рисовать, лепить, плясать, петь или нет? Если ребенок не захочет, вы его никакими силами не заставите этого делать. Именно лет в 11 как раз и происходит перераспределение ценностей у детей, они сами начинают понимать нравится им или нет и отказываются или наоборот продолжают заниматься (на радость маме и папе).
magpie_the_bird
Jan. 22nd, 2015 10:03 am (UTC)
Ага... вот мы и пришли к тому, что система образования у нас построена как пресс с непомерными "требованиями" и родители вынуждены "помогать", а часто и просто делать за своих детей их работу... вот поэтому меня и очень удивил финский подход к образованию...
С другой стороны, мы сами пытаемся отдать детей в спецшколы, гимназии, спецклассы с углубленным изучением чего-то там важного и модного... а именно это и несет за собой дополнительные нагрузки...
Не зря толчком к этим раздумьям стала статья психолога с большим опытом. Я пытаюсь понять, а нужны ли нашим детям такие нагрузки, когда у них нет никакого свободного времени.
Мне кажется, они перестали быть просто счастливыми, они не могут остановиться и решить для себя, а нафига им это вообще нужно... это их желания или желания родителей, которые пытаются возродить в детях свои нереализованные амбиции...
Честное слово, имея достаточный жизненный опыт и двух взрослых дочерей, которых я пыталась растить в "традиционной" манере (английская спецшкола, СУНЦ, обязательное высшее образование, обязательное творческое дополнительное развитие), я НЕ ЗНАЮ, а нужно ли это было... я до сих пор сомневаюсь... и самое ужасное, что ничего исправить нельзя, нельзя сейчас научить их быть счастливыми и уверенными в себе... это закладывается в детстве... главное не гонка за оценками, победами в олимпиадах, конкурсах, стимулирование амбиций у ребенка и удовлетворение собственных амбиций... главное ощущение беззаботно детского счастья, главное, чтобы дети понимали и постоянно ощущали нашу любовь...
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

Я_2
magpie_the_bird
Людмила

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Добрый день!

Меня зовут Людмила Дроздова.
По жизни я занимаюсь консалтингом в сфере внедрения системы SAP ERP, но к данному журналу это не имеет никакого отношения ツ.
Здесь другое… приготовление всяких вкусностей, вязание, мыловарение, прочее рукоделие, фотографии и немного мыслей вслух… о жизни, о людях, о себе…
В общем, всякие дамские штучки: бусики, пуговки, перышки, бантики, куколки, зайчики…
Если кому-то это интересно, читайте на здоровье…

Page Summary

Powered by LiveJournal.com