Людмила (magpie_the_bird) wrote,
Людмила
magpie_the_bird

Category:

Про школьное образование...

Статья Катерины Мурашовой заставила задуматься.
Понятно, что я ни разу не педагог. Мой опыт - это собственное школьное образование в семидесятых годах прошлого века + образование моих детей в девяностых - нулевых.
Почему пришлось задуматься? Все очень просто - подрастает внук, и очень сильно не хочется снова погружаться в те же самые проблемы школьного образования, которые, как оказалось, за прошедшие годы никуда не исчезли.
Помечтаю немного.
Хотелось бы, чтобы школа давала не только базовые знания в основных дисциплинах, но и готовила к реалиям современной жизни. Перечислю основные темы:
- физиология и здоровье самого человека - школьник должен понимать принципы питания, расчета калорий, знать правила оказания первой медицинской помощи, представлять основные болезни, с чем они связаны (это я про пиво для мальчиков, сигареты, наркотики, беременность, болезни стариков, отличие вирусных заболеваний от простудных и пр.);
- физические и химические процессы в быту - все на реальных примерах использования бытовой химии, приготовления пищи (хорошо бы с посещением производственных предприятий, чтобы дети понимали, как выглядит производство основных продуктов питания - нас, к примеру, водили на хлебозавод, молочный завод - достаточно поучительные экскурсии), школьники должны понимать работу бытовой техники, велосипеда, автомобиля, знать основные свойства материалов (элементарные правила, что в какой таре должно храниться);
- основные законы государства;
- основные права и обязанности гражданина;
- выборы, их структура и цели, участие в политической полемике и правила ее ведения;
- налоги и льготы;
- банки и взаимоотношение с ними (четко расписывать принципы работы кредитной системы, многие взрослые понятия не имеют, как рассчитываются процентные ставки и сколько они реально платят за кредит);
- работа административных учреждений, их классификация и основные функции;
- работа социальных служб, их классификация и основные функции;
- чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия (с четкими правилами действия в случае их возникновения);
- средние специализированные и высшие учебные заведения, их структура, правила приема, результаты обучения (с посещением и с приглашением их специалистов и студентов);
- основные промышленные предприятия города (опять же с посещением оных или с приглашением их специалистов);
- работа транспорта, разработки маршрутов как в рамках города, так и страны/мира;
- работа строительных предприятий (все этапы от работы архитекторов до финишной отделки), желательно, чтобы школьники представляли как сделать переустройство и ремонт собственной квартиры/дома;
- средства массовой информации, интернет, основные системы обработки данных, принципы работы компьютерных устройств любого уровня, включая робототехнику;
- статистика, основные правила сбора и расчета данных, влияние статистики на жизнь обычных людей;
- экология, переработка мусора, очистные сооружения и пр., пр., пр.
Я могу долго перечислять то, что любой нормальный школьник должен представлять по окончанию школы, кроме базовых знаний в основных науках.
Кстати про эти самые "науки", хотелось бы, чтобы школьники понимали как работает Академия наук сегодня и чем заняты современные ученые. Какие открытия делаются каждый год, их значимость, как они влияют на нашу жизнь.
Вы скажете, что все то, что я перечислила, касается только старшеклассников. Отнюдь. Любой вопрос можно разбить для разных уровней восприятия. Я до сих пор помню, как в 4м классе нас водили на метеорологическую станцию, а потом на уроке природоведения мы долго говорили о погоде, как ее отслеживают, прогнозируют, для чего это вообще нужно. Нам было реально интересно.
Я считаю, что все перечисленные мною темы должны быть в школьной программе и входить в уже существующие предметы с максимальным приближением в существующим реалиям. Домашние задания тоже должны быть с конкретными наработками из жизни.
Форма коллектива предпочтительней мобильная. Вспомните потоковые лекции в ВУЗах, когда на некоторые предметы собирались несколько групп, а на лабораторные, наоборот, приходили лишь части групп - по количеству обеспеченных мест.
Один предмет может преподаваться как в лекционном формате с большим количеством слушателей, так и в самостоятельных практических занятиях маленькими группами.
Грубо говоря, 5 - это поток учеников всех 5х классов, 5а, 5б, 5в - традиционные классы, 5а1, 5а2, 5а3 - более мелкие группы класса.
Конечно, в таком формате сложнее вести расписание, но использование интернет-расписания и специальных программ, я думаю, помогут.
Что еще? Понятно одного классного руководителя в таком случае мало, желательно, чтобы у каждой маленькой группы был личный куратор. Чтобы он отвечал за коммуникации, личное развитие каждого ребенка, его успеваемость, его социальные проблемы, навыки, умение работать в команде.
Что для этого предпринять?
Посмотрите, сколько у нас вполне активных пенсионеров, которые, набрав опыт в реальном бизнесе, готовы прийти в школу для воспитания подрастающего поколения.
Понятно, что это должны быть не уставшие от жизни тухлые "тетки" и "мужики", которые понятия не имеют , что такое современные дети, которые давно забыли, что такое собственное развитие и которые совершенно никому неинтересны.
Естественно, одного желания и образования недостаточно, нужно пройти курсы, оценить уровень компетентности, обучаемости, компьютерной грамотности, коммуникабельности, правильности речи и пр.
Но, думаю, если наше государство заинтересовано в развитии образования и воспитания будущих граждан этой страны, пора разрабатывать институт школьных кураторов, встраивать его в существующую систему образования.
Приведу пример из собственных школьных лет: на экскурсии, про которые я упоминала выше, нас практически всегда водили бабушки, да-да, не смейтесь, активные бабушки учеников нашего класса. А еще над нашим классом в старшей школе шевствовал печной пролет мартеновского цеха - это у них такое общественное задание было у комсомольской ячейки.
Не знаю, наверное, я смогла бы, выйдя на пенсию в 55 лет, после курсов переподготовки потратить 10 лет своей жизни на работу куратором. Так, чтобы успеть вырастить группу детей с первого класса и до выпуска.
Думаю, что многие достойные мужчины могли бы занять место кураторов. Это не только продлит им активную и интересную жизнь, это позволит правильно воспитывать мальчишек в наше время тотального преобладания матерей-одиночек.
Кого еще можно видеть в роли кураторов? Помните вожатых советских времен? Правда, я не уверена, что молодые люди позволят выделить 10 лет своей жизни на подобную работу, но это могут быть молодые преподаватели, которые получат бесценный опыт неформального общения с детьми и повысят собственной развитие. Вспоминаю классную руководительницу в 5м классе у старшей дочери, она только закончила институт, энергии и идей было хоть отбавляй, а вот опыта настоящего педагога и возможности удержать весь класс еще не было.
Понятно, что это просто мечты обычного обывателя. Понятно, что я попытаюсь их частично реализовать с собственными внуками. К сожалению, так получилось, что мне и мужу повезло с бабушками, а вот нашим девочкам - нет. Бабушки были заняты работой, садами/огородами и прочими совсем неинтересными детям вещами. Поэтому я полностью осознаю собственные функции в воспитании ребенка. Упасибоже, я не имею в виду сюсюканье и безграничную бабушкину любовь, идущую в разрез с требованиями и целями родителей, я о реальной и правильной помощи, закреплении основных навыков и наполнении информацией.

Tags: неУмные_мысли…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про настоящее лето...

    Я уже писала про то, как жить в холоде, сейчас хотелось бы поделиться своими наблюдениями, как жить в жаркое лето. На Урале мы не сильно…

  • Про цветы...

    Здесь весна соответствует календарю, в марте уже началось активное озеленение. Сейчас уже вовсю цветут розы, глицинии, сирень. Очень много цветов,…

  • Десять плюсов моей новой жизни...

    Плюс первый: Я одна, мои близкие далеко, и основное мое время направлено только на меня. Мне не надо думать, что и как приготовить, чтобы не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments